ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ САЛАМАНДР

Posted on 13th Май 2012 in — МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

Загадка людей-саламандр

Мифологическая энциклопедия дает следующее описание существа, которое не боится огня: «Саламандры в средневековых поверьях и магии — духи, хранители огня и его олицетворение. Живут в любом открытом огне. Часто предстают в виде маленькой ящерки. Довольно часто саламандру можно встретить на склоне вулкана во время извержения. Она появляется и в пламени костра, если сама пожелает сделать это».

Однако не сгорающие в пламени создания существуют не только в мифологическом фольклоре. Иногда людей, абсолютно нечувствительных к огню или кипятку, также называют саламандрами.

Недавно на украинском телеканале ICTV состоялся эфир шоу «Чудо-люди», в котором принял участие житель Мариуполя Игорь Семененко. Несколько лет назад он обнаружил, что умеет «покорять» огонь. Долгое время никому не говорил об этой своей способности и лишь недавно открылся.

Чтобы проверить, насколько правдиво заявление мужчины, съемочная группа телеканала отправилась на мариупольский «Комбинат им. Ильича», где в одном из цехов и прошли испытания.

«Выжить в огне мне помогает хорошее знание плазмы и структуры огня, — пояснил Игорь Семененко. — Я научился его усмирять».

Доказывать свои необычные способности человек-саламандра решил прямо перед камерой, держа руки над горящими факелами. Кисти обеих рук мариупольца были охвачены огнем, однако ни единого следа от пламени на них не осталось. «Я держу руки в огне максимально 20 секунд, — признался Семененко. — Огонь я усмирить могу, а вот инфракрасное излучение от огня усмирять пока не научился».

На этом испытания для чудо-человека не закончились. Чтобы доказать, что он действительно не такой как все, мужчина показывал самый сложный трюк — несгорание в огненной кабине.

Игоря Семененко закрыли в металлической кабине и подожгли. Кабина буквально пылала на глазах у съёмочной группы. Как отметили на телеканале, металл, из которого сделана кабина, за считанные секунды раскаляется до 200 градусов тепла. Однако спустя 20 секунд мужчина вышел из кабины целым и невредимым, лишь слегка вспотевшим. Даже его ниспадающие на плечи волосы не были обожжены!

Аналогичные примеры подобных способностей, удивительных с точки зрения законов физики, медицины и вообще здравого смысла, в прошлом возбуждали ужас одним только своим существованием.

Невероятные возможности человеческого организма считались тогда проявлением связи с дьяволом и потому никак не могли остаться незамеченными служителями церкви. Средневековая инквизиция к носителям необычных генетических свойств относилась крайне отрицательно и при любом удобном случае без раздумий отправляла их на плаху.

ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Спустя века, к счастью, все изменилось, и люди-саламандры уже без боязни демонстрировали публике свои способности. Так, в одном из старых архивов российский исследователь В. Пономарёв обнаружил следующую информацию: «Летом 1828 г. в Тиволи испанец по имени Мартинец входил в печь, накаленную до того, что термометр одного из присутствующих, показав 140 градусов жары, разлетелся вдребезги. Он был тщательно одет в теплые панталоны, два жилета и сверху в суконную шинель, подбитую мехом, словно он от жару в тепле хотел найти защиту. Когда Мартинец влез в печь, то взял с собой петуха, которого через некоторое время подал оттуда полуизжаренного и сожженного. При втором представлении Мартинец велел привязать себя на доску, боковые стены которой были снабжены восемью горящими свечами, и в этом положении посадить в печь. После нескольких минут должны были его снова вытащить; когда его вынули из печи, то свечи растаяли, а Мартинец не претерпел ни малейшего вреда».

Что это было: фокусы иллюзионистов или очередная демонстрация скрытых в человеке фантастических возможностей? Среди ученых по этому поводу — «полный разброд и шатания». Одни просто отвергают эти факты. Другие пытаются объяснить несгорание (или несварение) особым строением кожи. Третьи ищут причины в самовнушении и гипнозе. Однозначного же объяснения этому феномену пока нет.

Тем временем в индийском штате Раджастхан на глазах у собравшейся публики и шокированных увиденным журналистов родители опустили в сосуд с кипящей водой свою трехмесячную дочку! Во время жуткой процедуры они выглядели решительными и… счастливыми.

Удивительно, но во время купания в кипятке девочка даже не заплакала, издала лишь легкий писк, а когда ее вынули из сосуда, медики не обнаружили на ее теле ни одного ожога!

Как передавали местные информагентства, семейная пара никак не могла зачать ребенка и в конце концов обратилась за помощью к верховному жрецу храма Бхимы. Тот предсказал, что не все еще потеряно и у супругов будет двое детей, один из них умрет, а второго можно будет сохранить при помощи очистительного обряда. У пары действительно родился ребенок, спустя некоторое время он умер. Через год на свет появилась девочка, и родители, не сомневаясь больше в предсказаниях жреца, решили последовать его рекомендации.

Как признавались после древнего обряда ошарашенные медики, состояние ребенка не вызвало у них никаких опасений за его дальнейшее здоровье. А индийские СМИ задались вопросом: не бросает ли случившееся вызов современной науке?

IVANOV 

________________________ _____________________________________________

 

Саламандра — мифологический дух огня — ящерица, или маленький дракон. Упоминается в «Естественной истории» Плиния, который говорит, что саламандра сама по себе столь холодна, что может погасить любое пламя, едва коснувшись его. В алхимии саламандра является духом стихии огня, подобно тому как существуют духи трех других стихий — земли, воды, воздуха (согласно Парацельсу, гномы, нимфы, сильфиды). Слово «саламандра» в переводе с греческого означает «живущая в огне». Плиний-старший, один из величайших натуралистов древнего Рима, писал: «Саламандра так холодна, что от прикосновения ее гаснет огонь». Великий итальянский скульптор эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини упоминает в мемуарах, что, когда был ребенком, видел саламандру, танцующую в огне. «Самый жуткий из всех зверей — это саламандра», — продолжает Плиний. -«Другие кусают, по крайней мере, отдельных людей и не убивают многих сразу, а саламандра может погубить целый народ так, что никто и не заметит, откуда пришло несчастье. Если саламандра залезет на дерево, все фрукты на нем становятся ядовитыми… Если саламандра дотронется до стола, на котором пекут хлеб, то хлеб становится ядовитым… Упав в поток, она отравляет воду… Если она дотронется до любой части тела, даже до кончика пальца, то все волосы на теле выпадают…» Для полноты картины добавим мнение Аристотеля: Некоторым животным по их прочному составу возможно не сгорать в огне, это с очевидностью показывает саламандра: она, как утверждают, проходя по огню, гасит его (Аристотель. История животных. V. 19. 106). Такого рода мрачные описания встречаются не в одном старинном трактате. Саламандра всегда вызывала суеверный ужас и страх, порождая множество легенд и мифов. В одних — она бессмертна, а ее шкурка способна лечить от всех болезней, в других, — это маленький дракон, из которого через сотню лет вырастет огнедышащее чудовище. В средневековой магии саламандра — дух, хранитель огня, его олицетворение. В христианстве саламандра — посланница ада. Но в трактатах XI века византийца Георгия Писидского саламандра отождествляется с библейским символом благочестивого человека, «который не горит в пламени греха и ада». В средневековье в Европе распространилось убеждение, что саламандры живут в пламени, и в этой связи в христианстве данный образ стал символом того, что живое тело может устоять в огне. Также олицетворяет борьбу с плотскими утехами, целомудрие и веру. Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а саламандру — как пример того, что живые тела могут существовать в огне. В книге XXI «Града Божия» святого Августина есть глава с названием «Могут ли тела существовать в огне», и начинается она так: «К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые тем не менее обитают в огне». К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты — как к поэтическому преувеличению. Например Кеведо, в сонетах четвертой книги «Испанского Парнаса», где «воспеваются подвиги любви и красоты»:

Я, точно Феникс, яростным объят Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь, И в силе мужеской его я убеждаюсь, Что он отец, родивший многих чад. И саламандры пресловутый хлад Его не гасит, честью в том ручаюсь. Жар сердца моего, в котором маюсь, Ей не почем, хоть мне он сущий ад. В старинных книгах саламандре часто придавали волшебный облик. Она и так то необычна, а тут — тело молодой кошки, за спиной большие перепончатые крылья, как у некоторых драконов, хвост змеи, и только голова обыкновенной ящерицы. Ее шкура покрыта небольшими чешуйками, волокнами, напоминающими асбест (часто этот минерал отождествляли с саламандрой), — это затвердевшие частицы древнего пламени. А посему саламандру можно встретить на склонах во время извержения вулканов. Согласно трактатам каббалистики, чтобы заполучить это диковинное создание, следует отыскать сосуд из прозрачного стекла, имеющего круглую форму. В центре колбы при помощи особым образом расположенных зеркал сфокусировать солнечные лучи. Через некоторое время там появится солнечная субстанция саламандры, то есть её истинная сущность, которая затем может быть использована алхимиками для опытов получения философского камня. Однако в других источниках уточняется, что несгорающая саламандра всего лишь обеспечивала поддержание необходимой температуры в тигле, где происходило превращение свинца в золото.

В алхимической символике саламандры — духи стихии огня. Рождаясь в огне, они — распространенный символ (в алхимической практике) очищающего свойства огня и серы. Сицилийский врач Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех «корней всего сущего», разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы «корней», которые римляне позднее назовут «элементами», они-то и разъединяются. Эти «корни» — огонь, земля, воздух и вода. Они — несотворенные, и ни один из них не сильнее другого. Согласно этому учению, требовалось равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде, должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы существовали саламандры. У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной фантазии, — долгая и славная история , — писал Теодор Гомперц. Точно так же и саламандра сохраняет свое тело от пожирающего пламени тем, что извергает соки из своего тела. Образ саламандры широко использовался в символике и геральдике. Так, на гербах четырехлапая саламандра, окруженная пламенем, символизировала стойкость и презрение к опасности. В британских гербах, например, саламандра означает храбрость, мужество, стойкость, которым не может повредить огонь бедствий. Людопытно, что первые страховые компании выбрали своим символом саламандру, что обозначало сохранность от огня. Путешествуя по фрацузским замкам Шамбор, Блуа, Азей-ле-Ридо, Фонтенбло, можно десятки раз встретить изображение саламандры, поскольку именно ее избрал своим символом французский король Франциск I. Саламандра в огне, сопровождаемая девизом короля «Nurisco et extinguo» («Я лелею и изгоняю») встречается на барельефах, украшает стены и мебель. Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.

 

Из ИНЕТА

______________________________ __________________________________________________

ЗАДАТЬ ВОПРОС >>>

2 комментария to “ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ САЛАМАНДР”

  1. signora:

    почему такой хвост странный?

    • Alex:

      — Символ, временной (горизонтальной) бесконечности. Как равновесная циркуляция прошлого и будущего через центр, действительность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comment

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>