Рудольф Штайнер. Духовные иерархии.

Posted on 23rd Декабрь 2015 in ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ

5-й доклад

14 апреля 1909 г.

Мы рассмотрели воздействие высших духовных существ внутри нашего космоса на двух примерах: на примере древнего Сатурна и Солнца, которое произошло из Сатурна как его перевоплощение. Теперь же нам необходимо сначала проникнуть в само духовное царство, в котором пребывают эти высшие духовные существа, и посмотреть на их образ действия еще и с другой стороны. В первой половине этого доклада будет сказано многое такое, о чем большинство из вас, мои дорогие друзья, уже слышали. Но, несмотря на это, все же необходимо, — ибо здесь присутствуют слушатели, которым еще не известно многое из того, что является предпосылкой для данного цикла докладов, — именно потому, что мы в этом цикле докладов должны еще подняться в области духовной жизни, опять перечислить многое, что является такой предпосылкой.

Из вышесказанного вам уже известно о том, что внутри развивающейся системы мироздания самым различным образом действуют духовные существа. Что же, собственно, представлял собой этот древний Сатурн? Давайте попробуем составить себе об этом точное представление. Разумеется, поначалу этот древний Сатурн не имел ничего общего с современным Сатурном. Более того, представьте себе, что на древнем Сатурне уже находилось, словно в зародыше, все то, что относится сегодня к нашей солнечной системе: наше Солнце, наша Луна, наш Меркурий, наша Венера, наш Юпитер. Все эти космические тела поначалу пребывали в древнем Сатурне, а затем выделились из него. Вообразите себе некое космическое тело, в центре которого могло бы сегодня поместиться наше Солнце, и границы которого достигали бы нашего современного Сатурна, так, что он оказался бы внутри этого тела. Вообразите себе все это — и вы сможете составить верное представление об этом древнем Сатурне, превосходившем по своим размерам всю нашу сегодняшнюю Солнечную систему. Таким образом, вся наша Солнечная система, так сказать, произошла из этого древнего Сатурна. Его даже можно, не в полном смысле, но хотя бы приблизительно, сравнить с первичной Вселенской туманностью Канта-Лапласа, из которой, согласно убеждению многих современных людей, возникла наша Солнечная система. И все же это сравнение является неполным, так как большинство полагает, что исходной точкой для возникновения нашей Вселенной явился особый вид газа. Между тем мы уже убедились, что это был не газ, а особое тепловое тело. Колоссальное тепловое тело — вот что представлял собой древний Сатурн.

Вчера мы уже говорили о том, что там, где этот древний Сатурн преобразовался в более позднее Солнце, там из глубин Вселенной действовали Херувимы. Теперь вы должны представить себе, что эти Херувимы, воздействовавшие в области вокруг древнего Солнца, существовали также вокруг древнего Сатурна. Однако тогда они, так сказать, еще не были призваны к их деятельности; они, говоря более тривиальным языком, еще не достигли способности совершать нечто возвышенное. Между тем они уже существовали вокруг древнего Сатурна. Вокруг древнего Сатурна были также и другие существа, существа еще более высокого, чем Херувимы, плана. Это были Серафимы. Из той же области происходят также Престолы. Субстанция Престолов, существ, стоящих на одну ступень ниже Херувимов, изливаясь, образовала тепловую субстанцию Сатурна, как мы уже говорили выше. Итак, мы можем вообразить себе этот Сатурн в качестве колоссального теплового шара, окруженного хороводом духовных существ, которые были чрезвычайно возвышенной природы. В духе христианской эзотерики их принято называть Престолами, Херувимами и Серафимами. Они соответствуют дхианическим (dhyanischen) существам восточного учения.

А теперь вновь зададим себе вопрос: откуда же появляется этот хоровод столь возвышенных существ? Все в мире и во Вселенной находится в постоянном развитии. И если мы хотим составить себе представление о том, откуда появляются эти Престолы, Херувимы и Серафимы, то мы поступим совершенно правильно, обратившись еще раз к нашей Солнечной системе и задав себе вопрос: А что же будет с нашей Солнечной системой в будущем? Давайте вначале еще раз кратко обрисуем развитие нашей Солнечной системы. Как мы знаем, она произошла из древнего Сатурна; затем этот древний Сатурн превратился в древнее Солнце, которое, в свою очередь, стало древней Луной. В те времена, когда древнее Солнце превратилось в Луну, выступило особенное развитие. Эта Луна впервые выделилась из Солнца, и в этой древней Луне мы сначала имеем космическое тело, существующее вне Солнца. При этом Солнце получило возможность дальнейшего развития благодаря тому, что выделило из себя наиболее грубую субстанцию. Затем эта вся система развивается в систему нашей сегодняшней Земли.

Наша Земля возникла в результате того, что Земля вместе с Луной выделились из Солнца и обособились от него в качестве грубых субстанций и носителей более грубых существ. Но развитие продолжалось. Те существа, которые были вынуждены жить обособленно на Земле, и, так сказать, были выброшены с Солнца, такие существа в своей обособленности от Солнца достигали все более и более высокого развития. Они должны были пройти через еще одно состояние — состояние Юпитера. Но благодаря этому они постепенно созревают для того, чтобы вновь соединиться с Солнцем. Когда же будет достигнуто состояние Венеры, все существа, имеющие жизнь и бытие на нашей Земле, будут, так сказать, вновь приняты на Солнце, и само Солнце достигнет при этом более высокий ступени развития именно в результате того, что все те существа, которые некогда выделились из него, вновь возвратятся к нему. И тогда наступит ступень развития Вулкана — высшая ступень развития нашей системы. Ибо это и есть семь ступеней развития нашей системы: Сатурн, Солнце, Луна, Земля, Юпитер, Венера и Вулкан. На ступени развития Вулкана все те существа, которые, так сказать, произошли от маленьких зачатков бытия на Сатурне, будут одухотворены в высшем смысле и образуют уже не просто Солнце, а Сверх-Солнце. Вулкан представляет собой явление более высокого плана, чем Солнце, и своей зрелости он достигает для жертвы; достигает зрелости, чтобы раствориться.

Такова следующая ступень развития, что такая система, в которой из исходной точки возникает Солнце, и это Солнце поначалу является, так сказать, совсем слабым, и оно должно выделить из себя все планеты, чтобы оно могло развиваться дальше. Затем оно обретает силу, вновь воспринимает в себя все свои планеты и превращается в Вулкан. И уже после этого оно перестанет существовать как целое, и из шарообразного тела Вулкана возникнет полый шар, и произойдет нечто подобное хороводу Престолов, Херувимов и Серафимов. Солнце растворится, принеся себя в жертву во Вселенной и излучая свое существо. И в результате этого оно само превратится в хоровод таких существ, какими являются Серафимы, Херувимы и Престолы, которым предстоит продвигаться далее — к новому творению во Вселенной.

Почему же Престолы смогли выделить из своей субстанции именно то, что было необходимо Сатурну? Потому, что Престолы уже приготовились к этому в прежней системе, пройдя через семь различных состояний точно так же, как это совершает сейчас наша солнечная система. Прежде возникновения такой системы, как Престолы, Херувимы и Серафимы, должна существовать Солнечная система. Это означает, что когда Солнце достигает столь высокого развития, что может вновь воссоединиться со своими планетами, оно само превращается в окружность, само становится зодиакальным кругом. Все то, что нам знакомо по зодиаку, все эти возвышенные существа представляют собой дошедшие до нас остатки древней солнечной системы. То, что развилось раньше внутри солнечной системы, теперь способно оказывать воздействие из глубин космического пространства, способно порождать и творить из себя новую солнечную систему. Поэтому такие существа, как Серафимы, Херувимы и Престолы, являются для нас наивысшими иерархиями среди божественных существ, так как они осуществили развитие своей солнечной системы и возвысились до великого космического жертвенного служения.

Благодаря этому эти существа достигли действительно непосредственной близости к высочайшей Божественности, о которой вообще возможно говорить: к Троице, к триединой Божественности. Итак, выше Серафимов мы обретаем ту самую высочайшую Божественность, которую вы найдете почти у всех народов в качестве триединого Божества, и которую принято выражать как Брахму, Шиву и Вишну, как Бога-Отца, Логоса и Святого Духа. От этой высочайшей Божественной Сущности, этого высшего Триединства происходят все планы для каждой вновь возникающей системы мироздания. Обратив взгляд в прошлое, на древний Сатурн, мы можем сказать: Прежде чем что-либо на этом древнем Сатурне обрело собственное бытие, в Божественном Триединстве уже был создан план всего этого. Однако эта Троица для осуществления своих планов нуждалась в других существах. Такие существа должны вначале созреть для этого. Первыми существами, которые, так сказать, предстоят Божеству и, как это выражено в западной христианской эзотерике, "наслаждаются непосредственным созерцанием Божества", являются Серафимы, Херувимы, Престолы.

Именно они воспринимают планы новой системы мироздания от Божественного Триединства, из которого эти планы исходят. Все это, разумеется, как вы понимаете, мои дорогие друзья, носит более образный, нежели реальный характер, ибо мы вынуждены выражать человеческими словами столь возвышенное деяние, то есть то, для чего человеческие слова вовсе не созданы. Мы не в силах выразить человеческими словами столь возвышенные деяния, например, когда в самом начале бытия нашей солнечной системы Серафимы восприняли высокие планы Божественного Триединства, заключающие в себе то, как должна развиваться наша солнечная система, проходя через состояния Сатурна, Солнца, Луны, Земли, Юпитера, Венеры и Вулкана. Серафимы — наименование, которое для всех тех, кто правильно понимал его в смысле древнееврейской эзотерики, всегда означало, что задачей Серафимов всегда было воспринимать высшие идеи и цели системы мироздания, исходящие от Троицы. Херувимы, следующая по нисходящей линии ступень иерархии, имели своей задачей мудрое развитие целей и идей, воспринятых ими от высших божественных существ. Итак, Херувимы являются духами высочайшей мудрости, способными преобразовывать в выполнимые планы все то, что они воспринимают от Серафимов. Престолы, третья сверху ступень иерархии, имеют своей задачей, образно говоря, прилагать все усилия к тому, чтобы все то, что было мудро задумано, чтобы возвышенные мировые мысли, воспринятые Серафимами от Божеств и продуманные Херувимами, воплотить в действительность.

Итак, мы видим — если только действительно смотрим душой — как первой ступенью воплощения божественного плана является излияние огненной субстанции, осуществляемое Престолами. Таким образом, Престолы предстают нам такими существами, которые обладают силой впервые воплощать в реальности все то, что было осмыслено Херувимами. Это происходит посредством того, что эти Престолы изливают в пространство, предназначенное, так сказать, для новой системы мироздания, свою собственную субстанцию, — субстанцию первичного мирового огня. Если бы мы представили себе все это в образной форме, мы могли бы сказать, что старая солнечная система смолкла и исчезла: между тем в глубинах этой древней солнечной системы созрели и достигли высшего этапа развития сонмы Серафимов, Херувимов и Престолов. По велению Высочайшей Троицы они искали для себя в пространствах Вселенной новое шарообразное пространство и сказали себе: итак, здесь хотим мы начать. И теперь Серафимы воспринимают свыше цели создания системы мироздания, Херувимы тщательно разрабатывают эту цель, а Престолы изливают из своей собственной сущности первичный огонь в это шарообразное пространство. Таким было начало возникновения нашей системы мироздания.

Однако присутствовали, в определенном смысле, также и другие существа при более ранней солнечной системе, преемником которой является наша. Эти существа не сумели подняться так высоко, как Серафимы, Херувимы и Престолы; они остались на более низкой ступени развития, и им самим было необходимо пройти еще через определенные этапы развития, прежде чем обрести способность творческой деятельности и жертвенного служения. Итак, эти существа представляют собой существ второй трехчленной иерархии. Первую трехчленную иерархию мы уже рассмотрели. Существа второй трехчленной иерархии — это существа, чьи имена мы уже называли. Это — Кириотеты (Kyrioteles) или Господства, или Доминационы (Dominationes), или также Духи Мудрости; за ними следуют Силы или Динамисы (Dynamis), как их называет Дионисий Ареопагит, а вслед за ним и учителя Запада, именовавшие их Виртутами (Virtutes), или Добродетелями. Это вторая ступень второй иерархии. На третьей ступени находятся так называемые Власти. Это — Духи Формы, которых учителя Запада именуют также Потестатами (Potestates). Итак, это — Власти.

А теперь еще раз спросим самих себя: Если мы посмотрим на древний Сатурн, то где же найдем, — после того, как мы увидели, что первая иерархия расположена вокруг Сатурна, — существ второй иерархии? Где нам следует искать Господства, Силы и Власти? Всех их мы должны искать внутри древнего Сатурна. Тогда как Престолы достигали, так сказать, внешней границы, внутри древнего Сатурна находились Господства, Силы и Власти. Таким образом, в древнем Сатурне, непосредственно внутри его планетарной массы, в качестве трех кругов, действовали Власти, Силы и Господства. Они являлись действующими внутри субстанции Сатурна духовными существами. А теперь давайте немного займемся той совершенно фантастической современной теорией происхождения Вселенной, известной под названием теории Канта-Лапласа, и еще раз рассмотрим ее. Согласно ей, исходной точкой возникновения нашей солнечной системы явилась некая туманная масса. Затем, как утверждает теория Канта-Лапласа, эта колоссальная масса газа начала кружиться, вращаться. Как известно, согласно этой теории считается также совершенно очевидным, что при вращении этой массы от нее постепенно начали отделяться внешние планеты. Поначалу образуются кольца, затем они сжимаются, в центре остается Солнце, и остальные планеты вращаются вокруг него.

Возникает совершенно механическая картина мироздания. Не правда ли, это напоминает очень забавный школьный опыт, который проводят для объяснения этого факта. В малом масштабе показывают, как образовалась солнечная система. Для этого берут сосуд с водой, большую каплю масла; затем для того, чтобы наглядно представить расположение экватора, вырезают картонный кружок, втыкают в него булавку и вставляют его вместо экватора. Затем приводят во вращение эту каплю масла. При этом от нее отделяются маленькие капельки и вращаются вокруг нее. И тот, кто проводит этот опыт, говорит своим — часто уже достаточно взрослым — ученикам: — В этом опыте вы можете наблюдать в малом масштабе возникновение нашей системы мироздания! И все сразу становится ясным. Ибо что может быть яснее того, когда своими собственными глазами видишь, как возникла такая солнечная система? Почему же должно остаться непонятным, что некогда существовала колоссальная мировая туманность, которая затем стала вращаться и отделять от себя планеты, как капельки, как миниатюрные Меркурии и Сатурны, от большой капли масла?

Надо, правда, удивиться той наивности, которая при этом проявляется. Потому что эти вышеупомянутые, стремящиеся сделать по-настоящему понятной Кантовско-Лапласовскую систему, забывают при этом об одном, о чем, впрочем, иной раз очень полезно забывать, но только не в данном случае: они забывают о себе самих, о том, что именно они стоят здесь и приводят в движение всю эту систему. Разумеется, это невероятная наивность, однако наивность современной материалистической мифологии еще больше, больше, чем какой-нибудь другой мифологии. Это станет понятным лишь в будущем. Итак, в данном случае существует некто, кто организует целое, кто приводит это целое в движение. Таким образом, необходимо, если вообще могут думать, если не покинуты добрыми духами логики, необходимо предположить, что во вращении космических тел принимают участие духовные силы. Избавившись от ошибки, заключающейся в том, что первичный газ заменил первичный огонь, не следует вместо нее совершать другую ошибку и считать, что эта масса газов сама по себе способна начать вращаться. Необходимо спросить: Где же те духовные силы и власти, которые могут привести в движение всю эту массу, в нашем случае — массу первичного огня, обусловив тем самым все, что происходит во внутреннем плане? Мы уже упоминали об этом: вокруг и внутри работают духовные силы; те, которые действуют вокруг, представляют собой существ, сумевших развить свои способности в рамках прежних систем и теперь воздействующих извне. Во внутреннем плане действуют менее зрелые существа. Они как бы дифференцируют массу изнутри и осуществляют именно то, что мы имели в виду, говоря о том, что там, во внутреннем плане, из тепла возникают некие образования, и т. д. Эти существа являются в высшей степени разумными, и именно они определяют и направляют все происходящее там.

Какая же задача поначалу стояла перед существами первой ступени второй иерархии? Господства, или Доминационы (Dominationes) воспринимали все то, что Престолы, так сказать, приносили из Вселенной, и создавали предпосылки для возникновения гармонии между отдельным космическим телом, возникающим во Вселенной, то есть между Сатурном и самой Вселенной. При этом во внутреннем плане самого Сатурна все должно быть упорядочено и устроено так, чтобы происходящее во внутреннем плане соответствовало происходящему во внешнем. При этом все то, что Серафимы, Херувимы и Престолы приняли из рук Бога и принесли на Сатурн, должно быть расположено и распределено таким образом, чтобы во внутреннем плане Сатурна исполнялись Его приказы и находили воплощение Его импульсы. Таким образом, Господства, или Кириотеты (Kiriotetes) воспринимали из окружения Сатурна все то, что ниспосылалось им через посредство высоких иерархий, чтобы преобразовать все это применительно к условиям и особенностям Сатурна.

Дальнейшее претворение всего того, что было воспринято Господствами, осуществляли Силы, или Динамисы (Dynamis). Дело обстояло так, что Господства, пребывая внутри Сатурна, воспринимали повеления высшего плана, а Силы обеспечивали выполнение и воплощение этих повелений. Власти, напротив, (более подробно об этом мы еще поговорим, а сейчас нам хотелось бы дать характеристику существа дела хотя бы в общих чертах) заботились о том, чтобы созданное по замыслу Творца было достаточно прочным и существовало бы до тех пор, пока в этом была необходимость, а не разрушалось немедленно. Они были хранителями. Таким образом, Господства были распорядителями во внутреннем плане Сатурна; в Силах мы имеем тех, кто в первую очередь выполнял эти повеления, а Власти являлись хранителями построенного Силами.

Сегодня нам не хотелось бы еще раз останавливаться на деятельности следующей иерархии, о которой мы уже говорили: на деятельности Духов Личности, Духов Огня и Ангелов. Однако мы еще раз обратимся к рассмотрению преобразования древнего Сатурна в древнее Солнце, используя для этого вновь полученные знания и сведения. Вчера я уже говорил вам о наиболее значительных процессах в этом плане. То, что происходило тогда, когда древний Сатурн стал Солнцем, состояло в преобразовании первичного огня в газ или воздух, и поэтому древнее Солнце состояло из того, что обычно называют остатками уцелевшего первичного огня. Этот первичный огонь был смешан и перемешан с субстанцией, которая в результате уплотнения стала газом или воздухом. Итак, существовали две субстанции: первичный огонь и та его часть, которая в результате сгущения стала газом, или дымом, или воздухом — называйте как хотите. Это в значительной степени характерно для древнего Солнца. Между тем, как мы увидим сегодня, на нашем Солнце все обстоит иначе; оно, пройдя через промежуточные состояния, развилось сегодня в нечто совсем иное, хотя находятся люди, утверждающие, что во внутреннем плане наше Солнце состоит всего лишь из некоего рода газа.

Если вы хоть немного познакомитесь со всеми теми теориями, к которым пришло наше материалистическое естествознание, и поразмышляете об этом, то вы испытаете настоящее удивление. Есть популярная книжка, очень неплохо раскупаемая благодаря своей дешевизне; в этой книжке говорится о том, будто в центре нашего современного Солнца не может существовать ничего твердого, и что там есть только газ. И будто бы этот газ — это не следует принимать всерьез, просто так говорится в этой популярной книжке — является столь же густым и плотным, как мед или деготь. Тому, кто придерживается взглядов, что газ под воздействием очень высокого давления может уподобиться густому меду или дегтю, я охотно посоветовал бы отправиться в такую сказочную страну, где он сможет двигаться в воздухе, состоящем из меда, но не пожелал бы ему перемещаться в воздухе, густом и вязком, как деготь. Таковы извращения, вытекающие из материалистической теории.

Итак, мы говорим не о нашем сегодняшнем Солнце, а о том древнем Солнце, которое действительно состояло из первичного огня и из того, что обычно называют огненным туманом или огненным воздухом. Это выражение вы можете найти в "Фаусте" Гете, ибо Гете прекрасно знал об этом; в антропософской же литературе выражение "огненный туман" встречается весьма часто. Итак, мы должны считать древнее Солнце телом, состоявшим из смеси двух этих субстанций. Но оно не могло возникнуть само собой. Космические тела не способны уплотняться сами собой; их уплотнению должны активно способствовать духовные существа. Какие же духовные существа оказали такое уплотняющее воздействие на субстанцию древнего Сатурна и заставили его превратиться в древнее Солнце? Это — именно те существа, которых мы называем Господствами. Именно Господства оказали мощное давление извне на первоначально колоссальную массу Сатурна и сжали ее до несравненно меньших размеров. Это давление Господства продолжали создавать до тех пор, пока это древнее Солнце не стало космическим шаровидным телом, размер которого, если за центр взять Солнце, достигал Юпитера. Древний Сатурн представлял собой космическое тело, которое, если за центр взять современное Солнце, простиралось до современного Сатурна; это был колоссальный шар, размеры которого совпадали с размерами нашей солнечной системы вплоть до границ Сатурна. Солнце, о котором мы сейчас говорили, являлось космическим телом, которое простиралось вплоть до современного Юпитера. Это граница, до которой простиралось древнее Солнце. И вы поступите совершенно правильно, если будете представлять себе эти планеты в качестве пограничных столбов-ориентиров, указывающих пределы распространения древних космических тел.

Итак, как вы видите, мы постепенно приближаемся к теории планет, которую выводим из деятельности иерархий. Теперь же мы пойдем дальше. Как мы уже знаем, следующим состоянием является вновь состояние уплотнения. Третьим состоянием нашей системы Вселенной является древняя Луна. Те, кто занимались сообщениями из Акаша-Хроники, знают, что древняя Луна возникла в результате того, что субстанция Солнца уплотнялась дальше вплоть до жидкого состояния. На Луне еще не было твердой почвы, но на ней уже были огонь, воздух и вода. Она образовала элемент воды; газ, или воздух уплотнились и преобразовались в элемент воды. Кто же осуществил это? Это осуществила вторая группа из этой иерархии духовных существ, та группа, которую мы называем Силами, или Виртутами (Virtutes). Таким образом, именно благодаря Силам произошло сжатие массы древнего Солнца вплоть до границ современного Марса. Поэтому Марс можно считать как бы пограничным столбом, показывающим размеры древней Луны. Представьте себе шар, в центре которого находится Солнце, а масса которого простирается вплоть до современного Марса, и вы получите представление о размерах древней Луны.

Птак, настал момент, когда нам следует вспомнить о том, что когда из Сатурна и Солнца возникла древняя Луна, произошло нечто совершенно новое. Произошел выброс части плотной субстанции, и при этом образовались два тела. Одно из этих тел вобрало в себя наиболее утонченные субстанции и существа и стало Солнцем, а второе превратилось в плотную Луну. Это третье состояние нашей планетной системы развивалось таким образом, что лишь некоторое время представляло собой единую планету, а затем эта планета выделила из себя другую планету, оставшуюся рядом с ней. Поначалу Луна, будучи еще единой планетой, простиралась вплоть до Марса. Но затем Солнце сжалось, и вокруг него появилось еще одно тело, находившееся примерно там, где современный Марс описывает орбиту вокруг Солнца, то есть почти достигавшее периферии первоначального единого тела.

В результате чего же произошло это разделение? В результате чего мировое тело распалось надвое? Это случилось во времена господства Сил, или Динамисов. Для тех, кто получил от меня хотя бы некоторые познания в этой сфере, небезызвестно, что во всем мироздании происходит нечто подобное обыкновенной человеческой жизни. Там, где развиваются живые существа, всегда есть идущие впереди всех, и отстающие в своем развитии. Так, многие отцы сетуют, что их сыновья остаются в гимназии на второй год, тогда как другие быстро продвигаются вперед. В данном случае мы имеем дело с разным темпом развития. То же самое происходит и во всем Космосе. И особенно вследствие определенных причин, с которыми нам еще предстоит ознакомиться, именно теперь, когда Силы приступили к выполнению своей миссии, своей главной функции, произошло то, что во всей эзотерике и во всех мистериях именуется битвой на небесах.

И это учение о битве на небесах представляет собой весьма значительную составную часть всех мистерий, ибо в нем содержится древнейшая тайна о возникновении зла. Силы, или, Виртуты, в определенный момент своего развития на древней Луне находились на различных ступенях зрелости. Некоторые из них страстно стремились подняться как можно выше в духовном плане, другие заметно отставали или, по крайней мере, развивались обычным, нормальным образом. Таким образом, существовали такие Силы, которые далеко обогнали своих товарищей на древней Луне. Следствием этих различий было то, что между двумя этими классами Сил произошел разрыв. Ушедшие в своем развитии далеко вперед выделили особое Солнечное тело, а отставшие образовали Луну, которая стала вращаться вокруг него. Таким образом, мы имеем как бы эскизный набросок, показывающий в общих чертах эту битву на небесах, этот разрыв и разделение древней Луны, в результате чего спутник, собственно древняя планета, подпала под власть Сил, отставших в развитии, а древнее Солнце оказалось во власти Сил, достигших более высокого развития.

Некоторые отзвуки этой битвы на небесах мы можем услышать в самых первых фразах божественной Гиты, которая, описывая в символической форме начало борьбы, доносит до нас отклики многого из того, что происходило во время этой великой битвы на небесах. О, это было поистине великое поле битвы! С тех времен, когда Господства, или Доминационы, или Кириотеты своим активным воздействием создавали и формировали древнее Солнце вплоть до времени возникновения древней Луны, на которой начали осуществлять свою миссию Силы, или Динамисы, существовало колоссальное поле битвы, и на небесах совершалась великая битва. Господства сумели сдавить, сжать всю массу пашей солнечной системы, доведя ее до границ современного Юпитера, а Силы, или Виртуты, сжали эту систему еще больше, вплоть до границ современного Марса. Между этими двумя пограничными столбами планетарного плана на небесах и находилось то самое поле сражения небесных сил.

Взгляните на него еще раз. Лишь в XIX веке были, так сказать, физическими глазами вновь открыты те опустошения, которые явились следствием этой битвы на небесах. Между Марсом и Юпитером вы можете наблюдать целый сонм крохотных планетоидов. Это — обломки и руины поля битвы того небесного сражения, которое развернулось в промежутке между двумя поворотными пунктами в космическом плане. Именно тогда наша Солнечная система сжалась сначала до предела Юпитера, а затем и до пределов Марса. И когда наши астрономы будут направлять свои телескопы в глубины космоса и открывать все новые и новые планетоиды, они тем самым будут отыскивать обломки великого поля битвы в этом колоссальном небесном сражении между Силами, ушедшими в своем развитии далеко вперед, и Силами, менее преуспевшими в этом развитии и осуществившими отделение Луны от своего Солнца. Итак, мы видим, что, когда мы рассматриваем деяния божественно-духовных существ, мы наблюдаем во внешнем плане их отражения, внешний лик божественно-духовных существ.

См. также:
— Рудольф Штайнер. Духовные иерархии. 1-й доклад
— Рудольф Штайнер. Духовные иерархии. 2-й доклад, часть 1
— Рудольф Штайнер. Духовные иерархии. 2-й доклад, часть 2
— Рудольф Штайнер. Духовные иерархии. 3-й доклад
— Рудольф Штайнер. Духовные иерархии. 4-й доклад

ЗАДАТЬ ВОПРОС >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comment

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>