Пост — не цель, а средство

Posted on 30th Ноябрь 2016 in ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ

1 (90)

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается по 6 января (по новому стилю), длится сорок дней и потому именуется в церковном уставе так же, как и Великий пост, — Четыредесятница. Поскольку заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября по новому стилю), то этот пост называют также Филипповым. Об истории и смысле Рождественского поста нам рассказывает сегодня Наталья АДАМЕНКО, прихожанка камышинского Никольского кафедрального собора, преподаватель миссиологии Свято-Филаретовского православно-христианского института.

— Наталья Александровна, когда и почему был установлен Рождественский пост?

— Рождественский пост установлен Церковью для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли встретить явившегося в мир Сына Божьего. По словам блаженного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост, как и другие многодневные посты, возник в первые века христианства. Ядром, из которого вырос Рождественский пост, был строгий однодневный пост накануне праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III века, и в IV веке разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Продолжительность Рождественского поста и его строгость значительно отличались в разное время и в разных Поместных Церквях. И вопрос об обязательности этого поста обсуждался в течение нескольких столетий. Даже в IX столетии необходимость этого поста для всех еще оспаривалась, основанием чего было утверждение, что данный пост имеет не апостольское, а монашеское происхождение. И, действительно, впервые Рождественский пост в исторических источниках упоминается только с IV века. Тогда он длился неделю перед Рождеством, и лишь после реформы в 1166 году Константинопольского патриарха Луки стал сорокадневным. И соблюдение его во всем объеме тогда считалось обязательным лишь для иноков, мирянам же позволялось сокращать его до семи предрождественских дней. По всей видимости, лишь к XIV веку этот пост приобрел обязательность для всех.

— А каковы правила Рождественского поста? Отличается ли он от остальных многодневных постов?

— Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, примерно такие же, как и в Апостольский (Петров) пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и масло, и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — во вторник, четверг, субботу и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и масло. Со 2 по 6 января пост обычно усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыбу не едят.

Важно всегда помнить, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит, а является своеобразной диетой. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — призывает Церковь. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел и привычек, прощением обид, с исключением пустых развлечений. Пост — не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.

Сущность поста выражена в церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно радуешься неядению, ибо если нет в тебе стремления к исправлению, то возненавидена будешь от Бога, как лживая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим». Иными словами, главное в посте — не количество и качество пищи, а борьба со страстями.

Из истории древней Церкви мы также знаем, что именно в праздники Пасхи и Богоявления раньше совершалось крещение взрослых катехуменов (оглашаемых), которые готовились к этому важнейшему событию своей жизни 2–3 года, проходя тщательную катехизацию. Как отмечает протопресвитер Александр Шмеман: «Литургия св. Василия Великого, которая следует за Вечерней, в прошлом была крещальной литургией, за которой катехумены (готовящиеся ко Крещению) принимали Крещение, Миропомазание и становились членами Церкви — Тела Христова».

Сегодня после торжественных Царских часов на вечерне Рождества Христова читается восемь библейских чтений — паремий, с пророчествами о воплощении Сына Божьего и о Его спасительном подвиге. В это время в древности совершалось Крещение. На Рождественской Литургии вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся: аллилуиа» («Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Аллилуия!»), потому что в древности именно в этот момент в собрание верных входили новокрещенные, чтобы первый раз участвовать в Литургии и причащаться. Именно оглашаемые, «избранные» к Крещению, «просвещаемые» светом познания Христа, в дни Рождественского поста усиленно постились и молились, проходили экзорцизмы и слушали специальные поучения перед своим Крещением. Вместе с ними постилась и молилась вся церковь, всё собрание верных, в которое после Крещения входили новокрещенные братья и сестры. Сохранившиеся древние элементы богослужения, связанные с Крещением, помогают сейчас участвующим в них христианам вспоминать свое собственное крещение. Ведь оно является не только одномоментным актом, но и длящимся всю жизнь процессом возрождения и обновления нашей собственной жизни в Церкви.

— Пост — это же еще и время особого усердия в делах милосердия, так?

— Да, ещё одна причина соблюдать многодневный Рождественский пост – это желание сэкономить на еде и развлечениях, чтобы появилась возможность пожертвовать что-то неимущим. Сейчас стремление экономить ради благотворительности встречается редко, хотя эта причина для поста была очень распространена в древности.

Например, в известном произведении ранней христианской литературы II века «Пастырь Гермы» (или Ермы) есть интересное описание практики поста в христианской общине: «Этот пост при исполнении заповедей Господа очень хорош, и соблюдай его таким образом: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце свое от всех сует века сего. Если соблюдать это, пост у тебя будет праведный. Поступай же так: исполнив вышесказанное, в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; а то из пищи, что ты в этот день сбережешь таким образом, отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытит свою душу и будет за тебя молиться Господу. Если будешь совершать пост так, как я повелел тебе, то жертва твоя будет приятна Господу <…> Если ты соблюдешь это с детьми своими и со всеми домашними твоими, то будешь блажен; и все, кто только соблюдут это, будут блаженны и что ни попросят у Господа, все получат». Думаю, что для многих православных христиан такое сугубо практическое понимание поста будет выглядеть несколько неожиданным, но всё же не лишенным смысла. В многодневные посты можно на чем-нибудь существенно сэкономить (на еде, на развлечениях) и затем отдать деньги нуждающимся.

— Как Вы думаете, Наталья Александровна, нужно ли соблюдать пост?

— В современном мире мы постоянно чем-то заняты, и не можем выбраться из круговорота событий, который нас захватывает и несет по жизни. Часто в связи с этим мы оставляем на потом наше собственное, личное общение с Богом в молитве. Пост – один из способов перенаправить наше внимание к Нему, а также вспомнить о нашем долге перед ближними, которых мы призваны любить и которым призваны помогать. Соблюдать Рождественский пост строго или не строго, или вовсе не соблюдать — это личное дело каждого. Думаю, никогда не следует в этом вопросе осуждать другого, или навязывать свою точку зрения. Как не стоит отказываться от еды и развлечений лишь для того, чтобы казаться праведными перед людьми.

ЗАДАТЬ ВОПРОС >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comment

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>